Толкование руны Альгиз (Геза фон Неменьи)

Эта руна тоже имеется только в старшем футарке. В футорхе она представлена лишь как производная от руны «yr». Принадлежавшее ей древнее звучание «z» (собственно, звонкое «з») перешло к руне «s», а сам древний звук «z» трансформировался в особый конечный «R» (в транскрипции обозначаемый заглавным R). Таким образом, руна «z» перешла сначала в «R», а в младшем футарке — в руну Юр. В англосаксонском ареале эту руну использовали и для обозначения звука «х» (кс).

Имя руны, Альгис, означает «лоси»; судя по форме слова, это множественное число. Лось, как известно, это один из видов оленя (cervus alcit); поэтому она обозначает и оленя. Впрочем, в Англосаксонской рунной песни упоминается не лось, а «лосиная трава» (осока, тростник, камыш); к 800 году лоси в Англии, по-видимому, вымерли окончательно. Лосиная трава по форме похожа на геральдическую лилию, отсюда и форма значка руны.


На рисунке ниже показан возможный прообраз руны, изображение оленя на одном наскальном рисунке в Альпах (Чимберго, Валь Камоника), справа — рисунок из Швеции, обнаруженный возле Рюланда, округ Танум, эпоха бронзы (или старше). Древняя руна Перто также изображена здесь в виде повозки, а рядом с ней — боги-близнецы Видар и Вали; значок руны тоже напоминает о них» Хельмут Арнтц считал эту руну изображением поднятых рук, означающих «оборону».

Толкование руны Альгиз (Геза фон Неменьи)

Олень или лось — солнечный символ, и в этом значении он упоминается в Песни о Соль, 55:
55 Солнечного оленя я видел, с юга идущего,
За узду вели его двое; Копыта его упирались в поле, Рога — в небеса.

«Двое» — это боги-близнецы, «Альки» (= Защитники), о культе которых сообщает Тацит в «Германии»:

«У Наганарвалов показывается роща, имеющая древнее религиозное значение. Ею заведует жрец в женском одеянии, но о богах говорят, что они, по римскому толкованию, означают Кастора и Поллука. Такова сущность этих божеств; называются же они Альки. Никаких идолов, никакого следа иностранного культа, но почитаются они однако как братья, как юноши».

Имена «Альгис» и «Альки» (Защитники) в языковом плане тождественны; их называют также Диоскурами (сыновьями Зевса), Речь здесь идет о богах Видаре и Вали, которые будут жить и действовать после Сумерек богов. Они отомстят за смерть Бальдра и Одина, почему их и считают новыми воплощениями обоих. В праздник Середины зимы их почитают как обновителей священного огня, который потом все участники праздника разносят по своим домам. При этом двое братьев или юношей с теми же именами добывают культовый огонь вращением палочки. У вендов этих богов-близнецов называют также «Хольсы» (Ноlcz, Holczy, Altschis, Alzes) — именем, также производным от «Альков». Там их считают покровителями семейного очага, и их фигурки первыми вносят в новый дом, где будут жить молодожены, чтобы освятить жилище. Перед этим невеста прощается в отцовском доме с постелью, животными и очагом, говоря: «О hue, moi myli swentij ponike!» («О мой священный огонь!»)».

Богов-близнецов изображают в виде обнаженных мальчиков с поднятыми руками, одного — с голубем и голубицей на голове, другого — с кольцом в руке. У вендов в Польше Альки считались также посланниками верховных богов.

Готск. «alhs» означает «святилище, святыня», и именно в связи с новым святилищем (или жилищем, см. выше) боги-близнецы упоминаются в Эдде (Речи Вафтруднира, 51):

51 Будут Видар и Вали храмы хранить,
Буде Сурта пламя погаснет.

Итак, эти боги будут охранять новую святыню богов, вот почему на празднике Середины зимы именно они зажигают новый культовый огонь. Праздник происходит как бы уже после Сумерек богов, которые, согласно мифу, должны произойти в ноябре-декабре. Новый мир начинается после дня зимнего солнцестояния. Имена богов, Видар и Вали, означают «Повсюду Владетельный» и «Побеждающий», причем «Val» означает также и смерть, а не только битву или смерть в бою. В природном мифе они олицетворяют утреннюю и вечернюю зарю, восходящее и заходящее солнце. У кельтов эта (англосаксонская) руна носит имя «Эолх» — восходящее, всепобеждающее и всеохраняющее солнце. В нордическом календаре эта руна приводится под именем «Твимадр» (= двое мужчин), то есть все тех же богов-близнецов.

Индо герма некое понятие «*elen» означает «олень», однако уже в эпоху бронзы (эта руна встречается, например, в наскальных рисунках Экенберга, восток Готланда) этот знак ставился в честь богов-близнецов. В индийских (асвини) и латвийских мифах они считаются сыновьями богов, сватающимися к богине солнца или к ее дочерям. Не удивительно, что руна солнца следует непосредственно за этой руной. Оба бога-близнеца охраняют дом и храм, отводя от них злые силы. В эддических Речах Регина, 21, Один говорит о них как о доброй примете перед битвой:

21 Вторая примета, если ты вышел,
В путь со двора собираясь, —
Увидеть двоих к поединку готовых
Воинов славных.

В мифологическом смысле эти двое олицетворяют богов-близнецов, битва — это Рагнарёк (Сумерки богов), а появление богов-близнецов означает восстановление божественной власти.

В Эдде олень связывается с богом Фрейром. Фрейра почитали и у кельтов; в одной латинской рукописи он назван Кернунном (Cernunuus, «Рогатый»), в средневековой легенде о Робин Гуде его называют Герном (Herne, «Охотник»). В Младшей Эдде, в Видении Гюльви, 38, говорится, что Фрейр убил великана Бели (= «Лающего») рогом оленя. На пещерных рисунках в южной Франции и в Испании (каменный век) изображены охотники-шаманы в рогатых масках (одна такая маска была найдена в Берлине, район Бисдорф), танцующие над убитой охотниками добычей. Таким образом охотники стремились задобрить души животных. Фрейр — бог солнечного огня, бог плодородия, нисходящего на землю. Здесь тоже просматривается связь оленя с солнцем.

Олень как символ вселенной и неба упоминается в Эдде (Вторая песнь о Хельги убийце Хундинга, 37):

37 Так возвышался Хельги меж витязей,
Как ясень гордый в зарослях терна
Или олень, росой обрызганный,
Он из зверей самый высокий,
Рога его блещут у самого неба.

Олени живут и на Мировом Ясене, всего их четыре, — они обозначают четыре основных дать! календарного года, времена года. О них сказано в Речах Гримнира:

33 И четыре оленя, рога запрокинув,
Гложут побеги:
Дайн и Двалин, Дунейр и Дуратрор.

Эти имена означают: «Умерший» и «Медлительный, или Дремлющий», «Темно- или Буроухий» и «Полусонный Бык», хотя эти переводы, конечно, условны.

В Младшей Эдде (Видение Гюльви, 39) наряду с этими четырьмя упоминается еще один олень:

«Надо еще рассказать и об олене Эйктюрнире. Он стоит на Валгалле и объедает ветви того дерева, а с рогов его каплет столько влаги, что стекает она вниз в поток Хвергельмир (Бурлящий Котел), и берут оттуда начало реки…»

Имя Эйктюрнир (Eikþyrnir) переводится как «Дубовый Шип» или «Дуборогий»; это напоминает нам о боге грозы Торе, которому посвящен дуб, хотя Фрейр тоже считается управителем дождя.

В символике оленя просматриваются и следы культа Матери-Земли, хотя в самой руне они никак не выражены. В древнейших рисунках часто встречаются изображения самки оленя (оленихи) с рогами; вероятно, первоначально тут подразумевался северный олень (см. тж. описание руны Урус), у которого рога носят и самки. Когда северные олени у нас перевелись, это значение было перенесено на обычных олених. Созвездие Кассиопеи, видимое на северном небосводе в форме буквы «W», олицетворяло в античной мифо-логии рога или трон Матери-Земли, а валькирия Брюнхильд спит на горе Хиндарфьялль («Гора Оленихи»).

Аллитерационные понятия: Elch, Aiken, Abwehr, Aufstieg, Einfluss, Anfang, Aufgang.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *