Толкование руны Перт (Фрея Асвинн)

Германское название: Перто (Pertho)
Англосаксонское название: Пеорт (Peorth)
Древнескандинавское название: нет
Фонетическое соответствие: П (P)

Традиционное значение: роды?

Традиционное значение этой руны точно не установлено, но гипотез на этот счет выдвигалось множество; среди прочего, Перто определяли как «тайну» и как «шахматную фигуру». Это шестая руна второго этта и одна из самых загадочных рун футарка. Несведущие авторы нередко оставляют ее без объяснения и предлагают расценивать как тайну. Но в действительности настроиться на сокровенный смысл этой руны не слишком сложно.

Много лет назад, впервые попытавшись медитировать на Перто, я сразу же интуитивно ощутила, что она связана с родами. Если повернуть эту руну набок, проявится ее сходство с естественной позой роженицы. Поэтому я очень обрадовалась, когда в небольшой, но толковой брошюре Торольфа Уордла «Руническая мудрость» обнаружился внятный ответ на вопрос, почему же эта руна связана с родами. Я стараюсь не цитировать других авторов, но в данном случае сделаю исключение, так как эта информация, на мой взгляд, слишком ценна, чтобы не поделиться ею. Торольф Уорлд предполагает, что «Англосаксонская руническая поэма» подверглась цензуре, что кажется весьма вероятным, так как она была записана христианами, чьи религиозные воззрения не позволяли принять некоторые заложенные в ней идеи.

В традиционном варианте соответствующая строфа поэмы такова:

Peorth byth symble plega and hlenter wlancum
Thor wigan sittath on beorsele blithe aetsomme.

С англосаксонского языка это можно перевести так:

Пеорт – вечная игра и смех для гордых,
Где воины сидят в чертогах пива, радуясь сообща.

Но, согласно Торольфу, два англосаксонских слова в оригинале были изменены. Эти слова – wigan («воины») и beorsele (пивная), на месте которых первоначально стояли wifan («жены») и beorthsele («родильный дом»). Следовательно, эти строки должны выглядеть так:

Пеорт – вечная игра и смех для гордых,
Где жены сидят в чертогах родов, радуясь сообща.

Когда я впервые установила связь с руной Перто, первое мое впечатление было таково, что она символизирует чрево Великой Богини, пространство, или космос. И в то же время я почувствовала, что космос этот – не что иное, как колодец Мимира, где спрятан глаз Один – жертва, которую отец богов принес за право испить из этого источника мудрости. Этот его глаз – Луна в ночном небе, а оставшееся при нем всевидящее око – Солнце в небе дневном.

Эта руна следует в порядке футарка за Эйваз – руной, соответствующей той стадии космологического процесса, на которой Один прошел испытание на ветвях мирового древа. Принеся себя в жертву, он обрел руны, однако ему все еще недоставало мудрости, чтобы понять их, и целостного знания прошлого и будущего. Эти-то мудрость и знание он и получил из колодца Мимира, эквивалентного тому, что в других оккультных традициях именуется «акашическими архивами». В этом колодце заключена память поколений и коллективное бессознательное человечества – «коллективная душа». Там хранится все знание – и оттуда его можно извлечь. Исследуя руническую мудрость, я и сама черпаю из источника Мимира – пытаюсь восстановить знания, утраченные для наших современников, но хранящиеся в колодце коллективного бессознательного.

Некоторые современные авторы неправомерно расширяют двадцатичетырехрунный футарк, дополняя его так называемой «пустой руной». Но это нововведение избыточно. Футарк не случайно состоит из двадцати четырех элементов – на то есть веские нумерологические причины. Так называемую «пустую руну», якобы обозначающую судьбу, к нему добавляю как раз те авторы, которые определяют руну Перто как «тайну». На самом же деле подлинная руна судьбы – руна Перто, близкая в этом качестве Наутиз. Руной Перто управляют сообща все три норны. Она олицетворяет не только источник Мимира, но и источник Урд. Три норны ткут узоры всех личных судеб, в том числе и судеб богов.

Норны – ткачихи. А Фригг считалась богиней прядения. Ее атрибут – прялка, и именно Фригг спрядает те нити, из которых норны ткут затем узоры судеб. Ей ведомы все людские судьбы, но предсказаний она не делает. Фригг хранит свои знания в тайне, и в данном контексте руна Перто действительно может ассоциироваться со скрытностью и таинственностью.

Таким образом, главная покровительница руны Перто – богиня Фригг. Во-первых, она властвует над рождением, а во-вторых – олицетворяет силу, стоящую за норнами и участвующую в формировании судьбы.

До сих пор мы рассматривали Перто только в прямом положении – раскрытую вправо. Но если эту руну повернуть – обратить разомкнутой стороной влево, – значение ее изменится на противоположное. Перто станет символом смерти. Когда эта руна раскрыта вправо, она изливает в мир свою творческую энергию. Когда же она раскрыта влево, поток энергии поворачивается в обратном направлении и замыкается сам в себе.

Из рун Йера, Эйваз и Перто можно составить магическую картину мироздания: Йера символизирует время, Перто – пространство, а Эйваз – Иггдрасиль, как символ сотворенного мира объединяющий то и другое и существующий благодаря взаимодействию сил пространства и времени в динамическом равновесии.

Психологическое значение руны Перто в прямом положении – присущие человеку скрытые таланты и еще не проявленный потенциал, а также врожденные способности, унаследованные от предков, обретенные благодаря хаминье или перешедшие в эту жизнь из прошлых воплощений. Медитируя на Перто и прибегая к ее помощи в магических операциях, можно с успехом исследовать эти скрытые стороны своей натуры.

В руническом раскладе Перто обычно обозначает эзотерические предметы – к примеру, опыт инициации или открытие неких потаенных качеств нашего «я». Истолкование ее зависит исключительно от того, на каком уровне интерпретируется весь расклад. Например, в одном раскладе Перто, выпавшая в значимой позиции, сообщила вопрошающей, к немалому ее изумлению, что обстоятельства рождения ее внучки окутаны некой тайной. Позднее это подтвердилось: отцом девочки оказался вовсе не муж ее матери, как полагала вопрошающая, а другой мужчина. Это – типичная ситуация Перто. Когда Перто выпадает в ответ на какой-нибудь прямой, лобовой вопрос, это обычно означает: «Лучше вам этого не знать». Если продолжить расспросы на эту тему, Перто будет выпадать вновь и вновь. Заметив за этой руной такую дурную привычку, мы прозвали ее «Отвяжись!».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *