Толкование руны Эваз (Геза фон Неменьи)

В младшем руническом ряду руны Эвас нет. Звук «е» стал передаваться руной «А», произношение которой переменилось с «æ» на «e».

Руна Эвас обозначает лошадь, коня, «eh» или «equus», индогерм. «*ekuo-s», англс, «eoh», др.-сакс. «ehu», готск. «aihva». В немецком есть понятие «Ech» или «Enter», означающее двухгодовалую лошадь. Предположительно с корнем «ehwaz» связано и слово «Ross» («конь», др.-в.-нем. hros) через реконструированную форму «*ehursa».

Толкование руны Эваз (Геза фон Неменьи)

На рисунке показан возможный прообраз этой руны, лошадь, стоящая как бы на санных полозьях с наскального рисунка на горе Магдалины в Каринтии. Рядом рисунки лошадей эпохи бронзы из Танумсхеде, Швеция; изображение лошади есть и на камне из Химмельстадлунна.

На лошади ездили многие божества; она символизирует божественную силу. Так, мы знаем двух коней, везущих солнечную колесницу, Арвака и Асвида («Рановстающий» и «Всебыстрейший»), причем имя первого коня напоминает одно из имен Одина, «Вак» (Речи Гримнира, 54). Ваком зовут коня и в Речах Альвина (Alsvinnzmal или Kalfsvisa); имя другого солнечного коня связано с именем Одина: Sviðrir, Sviðurr или Sviðuðr. В мифе Один ездит на восьминогом коне по имени Слейпнир («Скользящий»), в котором усматривают как бы сдвоенный образ солнечных коней. Обычно его считают символом бури.

Самого Одина по его коню называют также: Ялк («Мерин») и Хросхарсграни (Грани-с-Лошадиной-Гривой»). Это имя продолжает жить, в частности, в сказке «Король-Дроздобород» (Drosselbart — собственно, «Конебород», Rosselbart). Сама сказка, кстати, есть не что иное как пересказ древнего мифа об Одине, — того, где он покоряет Ринду. Говорящие лошади фигурируют и во многих других сказках как носители воли богов.

У бога Дага («День») есть конь Скинфакси («Яркогривый»), Ночь ездит на коне Хримфакси («Инеегривый»), бот Хеймдалль скачет на коне по имени Гулльтопп («Златокосый»). В Речах Гримнира, 30, перечисляются кони богов:

30 Гюллир и Глад, Глейр и Скейдбримир,
Синир и Сильвринтопп,
Фальхофнир, Гисль, Гулльтопп и Леттфети —
Те кони носят асов на суд,
Что вершится под сенью
Ясеня Игтдрасиль.

(Имена коней переводятся так: Золотистый, Веселый, Светящийся, Фыркающий-на-Бегу, Жилистый, Серебристая Холка, Сияющий, Волосатокопытый, Златокосый и Легконогий). Наряду с богами на лошадях ездят и валькирии.

Тацит в «Германии» рассказывает о гадании, причем не только по рунам, по голосам и полету птиц, но и по ржанию и фырканью священных лошадей. Далее он пишет:

«Последние (т.е. жрецы) себя считают служителями богов, лошадей же этих посвященными в их тайны».

По этой причине герои в мифах часто разговаривают со своими конями или спрашивают у них совета, как например во Второй песни о Гудрун, стих 5:

5 С Грани пошла я беседовать, плача,
Стала расспрашивать, слезы роняя;
Грани понурил голову низко –
Знал о беде он: не стало хозяина.

А в Песни о Вёлунде, 33, конем клянутся:

33 Сперва поклянись мне клятвами всеми,
Меча острием и бортами ладьи,
Краем щита и плечом коня.

В Речах Сигрдривы, 17, руны украшают «грудь коня Грани», точно так же, как ухо Арвака, копыто Асвида и зубы Слейпнира (Речи Сигрдривы, 15).

Венды, потомки древних вандалов, держали в своем святилище Арконе («Царь Орлов» или «Царь Урожая») священного белого коня, которого в честь бога Свантовита (от лат. sanctus, святой, и нордич. vit, «знание, ум, разум») обводили под седлом вокруг свя-тилища. С его помощью и гадали, трижды выкладывая на его пути скрещенные копья: если конь переступит через них сначала левой ногой, это считалось хорошей приметой; копье — тоже атрибут Одина. Белому коню Одина противостоит черный конь вендской богини Триглавы (греч. Tricephalos, «Трехглавая», прозвище Гекаты; таким образом, Триглава соответствует богине Фригге). Один из ее храмов находился на центральном холме города Шецина, где ее черный конь также служил для гадания, ударяя копытом в пользу или против военного похода.

В Саге о Храфнкеле, годи Фрейра, и в Vatnsdoela saga, гл. 34, упоминается посвященный богу Фрейру конь серой масти по имени Фрейфакси (Грива Фрейра»); в Sturlu saga, 7, — конь по имени Мани, то есть «Посвященный луне».

В германских народных поверьях на белых лошадях ездят добрые духи, на черных — злые; вера в то, что невидимый дух или божество могут оседлать любую лошадь, сохранилась до наших дней. В средние века лошадей сопоставляли по мастям со стихиями и темпераментами. Самым лучшим в этом плане считался «темно-серый в яблоках жеребец»; недаром конь Фрейфакси тоже был серой масти.

Конь олицетворял божественную помощь, действенное проявление самих богов на материальном уровне.

Эта руна означает лошадь, движение, а также отзывчивость и партнерство.

Некоторые связывали ее и с такими понятиями, как Ehe (брак) и Ewart (помощник жреца). Начальное «Е» восходит к выражениям: «seit eh, seit ewigen Zeiten», таким образом брак должен означать союз по древнейшему закону, а эварт — жреца, провозглашающего этот закон (ср. Esago, законоговоритель). Однако на самом деле эти понятия не имеют к данной руне никакого отношения.

Аллитерационные понятия: Ech, Enter (= лошадь), Entfernung, eilen, Erkenntnis, Entscheidung, Erganzung, Unterstutzung, Unterhalt

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *