Толкование руны Феху (Фрея Асвинн)

Германское название: Феху (Fehu)
Англосаксонское название: Феох (Feoh)
Древнескандинавское название: Фе (Fe)
Фонетическое соответствие: Ф (F)

Традиционное значение: крупный рогатый скот, богатство.

Феху – первая руна первого этта. Традиционное ее значение, согласно различным источникам, – “крупный рогатый скот” или “богатство” (в первую очередь – движимое имущество). В так называемом примитивном обществе, каковое существовало в Европе в период начального формирования рунической системы, скот был символом богатства. Статус вождя обычно определялся поголовьем принадлежавших ему стад. В те времена домашний скот был одним из основных средств к существованию, а также главной единицей меновой торговли, т. е. выполнял ту же роль, какую в наше время играют деньги. Поэтому в наши дни руну Феху часто ассоциируют с современным английским словом fee (“плата, жалованье”), которое даже вошло в число ее названий.

Обладание деньгами или имуществом накладывает на владельца известную ответственность. Эта идея прекрасно выражена и в строках из “Англосаксонской рунической поэмы” (которую я цитирую здесь и далее в переводе Р. Пейджа):

Богатство – всем утешенье,
Но должно делиться им щедро,
Коль славу хочешь снискать пред очами Владыки, –

и в “Норвежской рунической поэме”:

Богатство рождает меж родичей распрю,
Волк таится в лесу.

В обеих поэмах речь идет об отношении человека к имуществу, которым он владеет. В первой из них дается совет не привязываться к богатству, но щедро делиться им, – ибо только так оно сослужит нам добрую службу. Выражаясь мистическим языком, “бросить свой жребий на суд пред Владыкой” – значит создать себе благую карму, или, в терминах северной традиции, улучшить свой личный вирд. “Владыкой” в этой поэме именуется христианский Бог, но в действительности владыкой суда в северной традиции считается бог Тюр. “Норвежская руническая поэма” предостерегает о несчастьях, которые богатство может навлечь на семью. Если вам когда-нибудь доводилось присутствовать при оглашении завещания или при разделе имущества человека, умершего без завещания, то вы без труда поймете, о каком “волке” идет речь в этих стихах. Жадность и зависть – поистине опасные спутники богатства. Вот почему обе рунические поэмы напоминают о том, как важно относиться к богатству ответственно и серьезно.

На более глубоком уровне тайных познаний руна Феху соотносится с божествами из рода ванов – Ньердом, Фрейром и Фрейей. Ньерд связан с богатством непосредственно. Именно к этому богу следует взывать о помощи, если вы попали в затруднительное финансовое положение. А Фрейр и Фрейя – это божества плодородия, покровительствующие домашнему скоту и, в особенности, новорожденным телятам, появляющимся на свет в начале весны.

Фрейя владеет золотым или, по другим версиям, янтарным ожерельем Брисингамен – символом плодородия. И золото, и янтарь – драгоценные материалы. Чтобы получить это ожерелье, Фрейя разделила ложе с четырьмя карликами – олицетворениями четырех стихий (земли, воздуха, огня и воды) которые при гармоничном взаимодействии порождают изобилие. Одно из прозваний Фрейи – Сюр, “супоросая свинья”, еще один символ плодородия. В наши дни слово “свинья” приобрело оскорбительный оттенок, но в древней традиции Севера свиньи – священные животные. Ездовое животное Фрейра – золотой вепрь Гуллинбурсти. А Фрейе принадлежит боевой кабан по имени Хильдисвин.

На еще более глубоком уровне руна Феху символизирует творческий огонь, вырывающийся из глубин Муспелльсхейма. Огонь Муспелльсхейма вечносущ в своей творческой ипостаси. А в разрушительной ипостаси тот же огонь предстает в день Рагнарек, последней битвы, когда Сурт и сыны Муспеля истребляют пламенем все миры. Миф о сотворении мира повествует о том, как созидательный огонь оплодотворил первозданные льды и от этого союза родилась исполинская корова Аудумла (еще одна отсылка к традиционному значению руны – “домашний скот”). Аудумла – это воплощение Богини-Матери: от нее произошли все великаны и асы. Она дает пищу всему живому, поэтому ее изображали со множеством сосцов, молоком из которых питаются и боги, и великаны. Таким образом, в руне Феху выражено по преимуществу женское начало.

С Феху соотносится следующий фрагмент из “Речей Высокого” (строфы 76-77):

Гибнут стада,
родня умирает,
и смертен ты сам;
но смерти не ведает
громкая слава
деяний достойных.
Гибнут стада,
родня умирает,
и смертен ты сам;
но знаю одно,
что вечно бессмертно:
умершего слава.

Здесь перед нами предстает образ богатства нематериального – богатства как доброго имени, которое остается от человека после смерти. В этике древних германцев доброе имя считалось самым драгоценным достоянием, и посмертной славе человека придавалось огромное значение.

Заклинанья я знаю –
не знает никто их,
даже конунгов жены;
помощь – такое
первому имя –
помогает в печалях,
в заботах и горестях.

Это – описание первого из заклинаний, перечисленных в “Речах Высокого” (строфа 146). Феху – одна из трех рун, входящих в эту магическую формулу.

А в “Речах Сигрдривы” это же заклинание описывается так:

Повивальные руны
познай, если хочешь
быть в помощь при родах!
На ладонь нанеси их,
запястья сжимай,
к дисам взывая.

В гадании руны обычно интерпретируются на более простом уровне, но это зависит, главным образом, от поставленного вопроса. В самом общем виде, руна Феху обозначает способность приумножать или сохранять богатство. Кроме того, она указывает на то, что в момент гадания нам доступна творческая энергия, позволяющая обрести богатство. Эти значения могут быть полезны, к примеру, в том случае, если кверента интересует его финансовое положение в настоящем и ближайшем будущем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *