Согласно рунным песням, эта руна означает воду во всех ее проявлениях. Имя руны происходит от индогерманского корня «*leg» -«капать, стекать», сохранившегося до сих пор во многих языках -ср., напр., английское lake «озеро», шотландское loch «озеро», лагуна, нем. Lauge «щелочь» и др. В Речах Альвиса, 24, карлик Альвис отвечает на вопрос Тора, кто как называет море:
24 Люди Морем зовут, боги — Зеркалом,
Ваны зовут его Волнами,
Домом Угря — великаны, альвы же — Лагаставом,
Карлики же зовут Морем Высоким.
Таким образом, альвы называют море именем руны: «Laga-staf», руна Лагу». В Норвежской рунной песни говорится о «злате»; в Азбуковнике эта руна названа «светлой». Все это напоминает о древнем мифе, согласно которому море, вода — родина золота. Поэтому замок нибелунгов затонул в Рейне, поэтому кимры жертвовали добытое в боях золото рекам. Солнце в мифах тоже рождается из моря. В Эдде бог Фрейр, олицетворяющий один из аспектов солнца, является сыном морского бога Ньёрда. Вот почему эта руна воды — также и руна бога Фрейра.
Говоря об этой руне, Один описывает утреннюю зарю («карлик, пробуждающий у врат восхода») и воду как облако или мифический напиток богов («сила асов»), как дождь и росу — «благо альвов», духов роста, и даже как источник Мимира или Одрёрир, из которого Один («Хрофтатир») черпает свою мудрость. Как известно, Один отдал свой правый глаз, чтобы Мимир разрешил ему испить из своего источника; благодаря этому напитку «Ходдрофнира» Один приобрел и знание рун.
В рунном ряду эта руна следует за руной бога луны, Маннас; недаром в Перебранке Локи, 48, о боге луны Хеймдалле-Манне говорится:
48 Ты, Хеймдалль, молчи! От начала времен
Удел твой нелегок.
Мокрой спиной ты ловишь росу
И все выше растешь, страж богов.
Прообраз руны — бьющий из-под земли источник. В сакральном искусстве древности с этим образом часто соседствует лошадь, от удара копытом которой источник открылся. На рис. 31 мы видим коня Пегаса, стоящего над источником; слева — македонско-фракийская монета, справа монета из Коринфа, обе относятся к периоду 700-500 гг. до н.э.; в обоих примерах изображение источника приводится рядом в увеличенном виде.
Здесь знак источника еще сохраняет круглую форму; оно стало угловатым, только когда его начали вырезать на дереве.
На рисунке вверху — обломок бронзового ведра с рисунком из некрополя Несактиум (Истрия), VIII-IV в. до н.э., внизу – фрагмент глиняного саркофага из Беотии, IX-VIII в. до н.э., где источник изображен угловатым. Здесь форма руны уже легко узнаваема; знак лямбды, греческой буквы, тоже с ней связан.
Во всех этих рисунках лошадь соседствует со знаком источника. Это не удивительно, если вспомнить германские легенды — например, о коне Виттекинда, выбившем своим копытом источник на том месте, где теперь стоит город Бергкирхен, или о коне Карла, чье копыто открыло целебные источники в Аахене и Гильсборне под Гуденсбергом (Гуденсберг еще в 1209 году назывался Вотанс- или Вуоденсбергом). У Саксона Грамматика (Деяния датчан, III) воду высекает конь Бальдра, и т.д.
Руна Лагус обозначает, таким образом, воду в любом виде, от моря до росы. Во многих сказках и мифах вода играет роль воды жизни, дающей здоровье и процветание. Древний языческий обычай набора первой воды сохранился и до наших дней в виде почитания святой воды, освящаемой на Пасху и используемой в том числе и для исцеления. В эзотерическом смысле эта руна означает также отдых, укрепление здоровья, процветание — и мудрость, чувство, настроение.
Аллитерационные понятия: Lache, Lagune, Lake (англ. озеро), Lauge, Lanke (озеро), Luch, Loch (шотл. озеро)