Толкование руны Дагаз (Геза фон Неменьи)

Порядок двух последних рун в Англосаксонской рунной песни изменен. Там за руной Ингвас следует руна Отала, а потом уже Дагас; впрочем, и другой порядок рун в надписях старшим футарком тоже встречается.

Поскольку звук “d” в скандинавских языках передается как “t” или “þ” (нем. “Ding”, к примеру, превращается на севере в “þing”, “Donar” именуется “þоrr” и т.д.), то со временем необходимость в этой руне отпала, и в младшем футарке ее нет.


У этой руны имя тоже божественное: это Даг, бог дня как светлого времени суток. В Видении Гюльви, 10, читаем:

“Их (Нотты и Деллинга) сын Даг был красив и светел в отца. Тогда взял Альфод (Один) Нотту (Ночь) и ее сына Дага, дал им двух коней и две колесницы и отправил на небо, чтобы они на них каждые двенадцать часов объезжали вокруг земли, Нотта едет впереди, управляя конем по имени Хримфакси (“Инеегривый”), и каждым утром он увлажняет землю пеной со своих зубов. Коня, которым управляет Даг, зовут Скинфакси (“Яркогривый”), и грива его освещает воздух и землю”.

Молитва обращена, помимо прочего, к богу Лагу и его сыновьям. Эддические песни Grogaldr и Fiolsvinnzmal содержат миф о том, как бог Даг попадает к спящей богине весны и земли Менглёд (“Радующаяся Ожерелью” = Фрейя). Здесь он носит имя Свипдаг (“День в Поту”, “День, Наступивший Внезапно”) и является сыном Сольбьярта (“Солнечный Свет”) и Грои (“Процветающая”, “Зеленеющая”), то есть солнечНОГО бога и земли. У Саксона Грамматика упоминается нордический король Свибдагер – в связи с некоей женщиной по имени Гроа, мужа которой он убивает, Имя мужа – Аурвандиль (Орендель, Эарендель, Хорвендиллус). В Младшей Эдде (Пролог 4) Свипдаг встречается в перечне потомков Одина; там его зовут “Свебдег”. А в мифических родословиях королей англов он фигурирует под именем “Свепдег” (Swrofdttg, “День Свевов”: англы принадлежали к семи племенам союза свевов).

Дополнительные сведения о Даге дает нам мифология вендов. Они почитали его под именем “Dabog Svaixtix”. Еще его называют Даждьбог, Дашбог и Дачбог. “Bog” – это бог (санскр.: “*bhaga” – счастье, имение, богатство), “dac” – “день”. В одном древнем византийском тексте указывается, что прозвище Дачбога “Свячич” означает то же, что греческое “Гефест” (= “Несущий свет”). Но, поскольку Дачбога называли еще Белбогом, Белбог же практически тождествен Бальдру (индогерм. “*bhel” = “белый”), то получается, что Даг и Свипдаг – лишь еще одно имя бога света и солнца Бальдра. Бальдр и слепой Хёд, свет и тьма, сватаются к богине Нанне (богине утренней и вечерней зари). Нанна соответствует шумерийской Инанне, Венере. В другой версии того же мифа Свипгард (свет) и Одр (тьма) сватаются к Менглёд (Фрейе, утренней и вечерней заре, весне). Таким образом, богини Нанна и Фрейя первоначально тоже были тождественны, как Хёд и Одр, как Бальдр и Свипдаг.

Значит, руна Дагас – это руна Бальдра, знак света, особенно дневного света, солнца, великого небесного огня. Имя руны, Дагас, восходит к индогерманскому корню “*dhegh(o) “, означающему “пламя, пожар, жаркое время”, то есть “время, когда солнце палит”; индогерм. “*dheguhos” – это огонь.

Прообразом руны послужило изображение креста-колеса, известное по многим находкам и наскальным рисункам. На руническом камне из Сноделева оно врезано в поверхность. Рис. 33 показывает крест-колесо эпохи бронзы из Танума, Швеция. Справа – фрагмент бронзовой статуэтки из Фрейхофа, Норвегия, 900-400 гг. до н.э. (по Арнтцу, ок. 220 г. н.э.). Левая из трех рун – это руна Дагас в своей угловатой форме (с горизонтальными линиями, которые позже, при вырезывании на дереве, выпали), рядом – Анзус и очень древняя форма руны Лагус, которую, впрочем, истолковывают и как Ингвас. Колесо-крест как праформа руны имеется и на плите № 6 из захоронения Кивик.

Толкование руны Дагаз (Геза фон Неменьи)

Руна означает “огонь, жар”, а также лето, пыл, пламя, небесный огонь бога Бальдра, свет вообще, утреннюю зарю, день как светлое время суток и как срок, надежду, новое начинание.

Кельты почитали толстобрюхого бога по имени Дагда, сына Богами Дану (Аны, Даны, Дианы), всеобщего прародителя и бога знания Играя на арфе, Дагда поочередно вызывает все четыре времени года, и именно времена года обозначены концами креста; это – даты солнцестояний и равноденствий. На шведских наскальных рисунках иногда тоже встречается толстобрюхое существо (Дагда!), на брюхе которого как раз и изображено колесо-крест.

Аллитерационные понятия: Dagr, Dacbog, Dagda, Tag, Dammerung, Dellingr, Tageslicht.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *