Толкование руны Йера (Геза фон Неменьи)

Толкование руны Йера (Геза фон Неменьи)Руна Йеран именуется также Йар; когда начальное “j” выпало, ее стали называть “ar”, под каковым именем она и поместилась в поздних рунических алфавитах, В Англосаксонской рунной песни этой руне посвящены целых два стиха. В одном она именуется Гер Толкование руны Йера (Геза фон Неменьи) (в английском произношении “Джер”), в другой – Иор Толкование руны Йера (Геза фон Неменьи), олицетворяя угря или коня. Этот стих имеет позднейшее происхождение, он пришел к англосаксам от норманнов. Норманны, как известно, пользовались младшим рунным рядом, присоединяя не подходившие им знаки к концу рунического алфавита англосаксов. Так или иначе, стих о руне Иор тоже описывает переход (от земли к воде), то есть остается в рамках основного значения руны.

Знак, используемый в Англосаксонской рунной песни для руны Иор Толкование руны Йера (Геза фон Неменьи), представляет собой переходную форму сравнительно позднего периода. Руна Йеран имеет, пожалуй, больше всех вариантов написания, потому что изображает две половины календарного года или вообще годичный цикл, разделенный на части.

Толкование руны Йера (Геза фон Неменьи)На шведских наскальных рисунках часто встречается изображение годичного цикла в виде круга, разделенного на несколько частей, – ср., например, находку из района Бакка, округ Брастад (см. рис.). Знак разделенного на части года оз начает переходы от одного периода к другому, от летней страды к урожаю или от лета к зиме. Рисунок изображает венок, повешенный на палку, – опять-таки форма на шей руны, – такие венки (нем. Questen) до сих пор каждый год вешают на деревьях (Квестенберг, Гарц). Похожий обычай (украшение деревьев к празднику середины лета) мы находим и в Швеции.

В различных сагах (саги об Олаве Добром, о Хаконе Святом, об Инглингах), на рунном камне из Стентофтена, да, пожалуй, и на камне из Спарлесы явно обнаруживается связь понятия “ar” с жертвенным культом и богами Фрейром и Ньёрдом, о чем говорится, например, в Видении Гюльви, 24.

Отсюда ясно, как в Норвежскую рунную песнь попало упоминание о легендарном короле-миротворце Фроди. Фроди многими своими чертами напоминает бога Фрейра, которого в Швеции также называли Fro.

Один использует эту руну для укрощения ведьм, существ, обитающих между этим и потусторонним миром, обычно несущим вред. В Хавамале, стих 137 (см. с. 12), Один рекомендует использовать против колдовства (“велемудрия”) колос, он же “урожай в закромах” из Исландской рунной песни. В злаках, в колосьях сосредоточена сила солнца и плодородия (Фрейр), от которой бегут темные духи. В то же время злаки, вызревающие на поле, находятся под защитой богов, особенно богини Сив.

Руна Йеран означает в первую очередь год и его периоды, а также середину лета. Индогерманский корень тут “*yer”, “год”, а также “*jero-s”, “путь (солнца), ход, прохождение”; ему родственны церковнославянское “яра” – “весна”, греческое “ора” – “час, сутки, время, время года”, и нордическое “ar” – “(богатый) урожай, удачный период, год”. С такими понятиями, как “орел” (нем. Adler – edler Aar, “благородный хищник”) или “арии” (древние племена) эта руна никак не связана. Знак руны изображает поделенный на части годичный круг, и мы с вами как раз добрались до его середины.

Аллитерационные понятия: Jahr, ErnteJ Arbeit, Arbeittsegen, Anfang, Аr (мера площади), guter Ausgang (хороший конец).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *