Толкование руны Хагалаз (В. Лебедько, М. Искрин, И. Вельга)

Приглашение архетипа Одина.

В: Здравствуй, Один!

О: Здравствуй!

В: Можем мы сегодня исследовать руну Хагалаз?

О: Да.

В: Спасибо. Один, я прошу тебя, как обычно, показать оператору образ, который раскрывает символику руны Хагалаз.

О: Я вижу лужайку посреди какой-то деревни. Деревня находится в лесу, и возле деревни лужайка. Это, видимо, лето. И вот неожиданно начинает идти град, мощный поток горошин, с неба бьющих, так совершенно неожиданно, нежданно – негаданно, непредвиденно начинается этот процесс.

В: Что происходит с деревней, какие-то повреждения?

О: Людей я не вижу, просто нет их. Дома не повреждаются, но трава, растительность начинает ломаться. Видимо, посевы портятся, град побил их.

В: Один, скажи, пожалуйста, почему деревня и лужайка? Не город, не какая-то другая местность?

О: Наверное, потому что в деревне град ощущается наиболее значимо, реально урон он наносит именно в деревенских условиях.

В: И понятно, что ущерб он наносит результату труда сельской жизни, посевам, сельскохозяйственным работам.

О: Да, оставляет без того, на что рассчитывали, оставляет без будущего урожая.

В: А что означает сам град в разных контекстах человеческой жизни?

О: Начну из общего значения, исходя из этой метафоры, это стихийная сила, вмешивающаяся в настоящее.

В: Сила эта носит какой характер? Это природная сила или какая-то иная сила?

О: Это может быть любая безличная сила. То есть любая сила, которая безлична, и поэтому ее воздействие носит нецелевой характер, а спонтанный. То есть град не целится специально в деревню, а просто неожиданно попадает в то место, где находится деревня.

В: То есть это не результат человеческой продуманной направленности.

О: Да, это стихийный процесс, который происходит по каким-то естественным закономерностям, по которым живет мир. И неожиданно эта разрушительно-стихийная сила может ворваться в человеческий мир. Например, в форме града.

В: Можно, кроме града, привести какие-то примеры из разных областей жизни?

О: Пока еще не отходя от образа града, это тот же тунгусский метеорит. Который подобно граду падает, но результаты более существенные. И, двигаясь дальше, любые катастрофы природного характера: извержение вулкана и тому подобные вещи.

В: А в бытовых, более повседневных, условиях как-то это проявляется? В малых масштабах?

О: Постоянно. Подул ураган, упали ветви на чью-то машину, таким образом, руна Хагалаз оставила хозяина без машины или с поломанной машиной.

В: Эти силы, они совершенно хаотичны и не подчиняются никаким человеку ведомым законам.

О: Они, именно, хаотичны или механичны. Эта сила, она может действовать и внутри социума, на самом деле. Она не обязательно природного происхождения. Например, чиновничий аппарат неожиданно врывается в жизнь и разрушает что-то в жизни отдельного человека. Не по произволу конкретного чиновника, а как некие излишки системы в целом.

В: То есть массовые проверки, и человек попадает под них.

О: Или выселяют квартал под новую застройку, и человек оказывается в квартале, подлежащем выселению. Конкретно против этого человека никто ничего не имеет, но обстоятельства складываются так, что он может пострадать. Здесь уже более опосредованный характер принимает эта руна Хагалаз. В самом чистом виде это то, с чего мы начинали: совершенно стихийные и внесоциальные процессы.

В: Тем не менее, эти процессы могут быть как-нибудь предупреждены? Если не избежать, то хотя бы предупредить, сделать навес над тем же полем?

О: Можно. Но это довольно сложно. Потому что, чем более активна руна Хагалаз, тем более неожиданные разрушения получаются. То есть, скажем, если вулканологи могут предвидеть извержение вулкана, это тоже руна Хагалаз, но не в такой степени проявленности, как если вулкан извергается совершенно без всяких ожиданий. Это более чистый вариант проявления руны Хагалаз. Или цунами, которые не предсказали. Метеорологи ничего не знали, и вдруг оно произошло.

В: Скажи, пожалуйста, Один, сама руна Хагалаз, степень ее проявленности от чего зависит? От каких условий, почему она может быть то проявленной, то непроявленной? Это зависит как-то от человеческого фактора? Или от каких-то иных ноосферных факторов?

О: Руна Хагалаз тут имеет два фактора. Во-первых, разрушительность, во-вторых, непредсказуемость. Соответственно, чем больше в ситуации присутствует первое и второе качество, тем больше проявлена руна Хагалаз.

В: Ну вот скажем, если брать какую-то аналогию Арканам Таро, то 16-й Аркан Башня вроде бы похож. Но наступает тогда, когда человек либо вознесся, либо возгордился. Это как определенный этап, он не столь стихиен, хотя и непредсказуем, но можно предполагать, что когда-то эта вавилонская башня должна быть разрушена. Хагалаз с 16-м Арканом имеет полное пересечение, или есть своя специфика?

О: Очень большое пересечение, потому что Хагалаз имеет пересечение и с 16-м, и с 13-м Арканом. Именно тот аспект, который ты описал в 16-м Аркане, что падению предшествует некое вознесение чрезмерное, то он отсутствует в руне Хагалаз. Зато он отсутствует и в 13-м Аркане.

В: Потому что вот этот град идет на деревню не за то, что там жители в чем-то провинились или возгордились, потому что просто проявилась стихия.

О: Но все-таки процентов на 70 – это 16-й Аркан. И только на 30% – 13-й. Хотя трансформация, которая имеется в виду в 13-м Аркане, она подразумевается, но не включена в руну Хагалаз, она ожидается в последствии.

В: Если продолжать аллегорию, то какие архетипические силы, боги родственны или близки, стоят за этой руной?

О: Самая прямая связь – это Шива. И Кали.

В: А из западных пантеонов: греческих, скандинавских? Арабских, египетских?

О: Марс – Арес, отчасти. Посейдон. Локи. Это все частично. Более полное соотношение с Шивой.

В: Интересно, что когда-то мы говорили о Шиве и применении к определенным научным исследованиям. Если ученый астрофизик, например, сможет погрузиться в архетип Шивы, то возможно ему откроются какие-то новые грани эволюции Вселенной.

О: Можно через Хагалаз эти вещи делать. То есть уничтожение каких-то созвездий, когда они втягиваются в “черную дыру”, и возникновение сверхновых тоже.

В: Эти процессы могут быть более активно поняты, осознаны тем же астрофизиком, если он находится в руне Хагалаз.

О: К тому же, тут, конечно, подразумевается процесс такой неоднозначный, потому что другая сторона разрушения – это созидание. На месте втянутого созвездия возникает и как-то эволюционирует “черная дыра” и так далее. Любое разрушение ведет к последующему созиданию. Гибель империи ведет к распаду и процессу разложения, но на базе этого разложившегося материала потом строится новая империя, или республика, или что-то еще.

В: Можно ли рассматривать исторические процессы тоже как некие стихийные? Например, вот эта теория пассионарности, этногенеза Гумилева, это татаро-монгольское иго, падение римской империи с позиции этой руны? Это те же процессы – стихийные, пассионарные силы?

О: Ну тут, конечно, сложнее ситуация, тут в менее чистом виде Хагалаз. В принципе, любые разрушительные процессы соответствуют руне Хагалаз. Но самое прямое отношение к руне имеют разрушительные стихийные процессы.

В: Что значит работать с руной? Что нужно делать?

О: Это архетипическая работа, о которой мы говорим, исследователь погружается в архетип руны Хагалаз и дальше работает со стоящей перед ним задачей.

В: Какие творческие научные задачи могут быть поставлены для решения с помощью руны Хагалаз?

О: В общем виде, то все процессы разрушения, деструкции, распада, преобразования, не плавного, а скачкообразного, революции. А дальше нужно смотреть уже конкретно по различным областям.

В: Сейчас, в наше время, начиная от процессов климатических, ноосферных, информационных взрывов и так далее, можно сказать, что руна Хагалаз активизировалась по сравнению с прошлым веком, например?

О: Да – да.

В: Есть ли у тебя прогнозы, Один, будет ли она активизироваться дальше, или это какая-то пульсация, которая снова пойдет на убыль?

О: Она пойдет на убыль, но еще не в ближайшее время. В ближайшие годы или десятилетия она будет нарастать.

В: Каковы могут быть последствия для человечества?

О: Дальнейшее развитие экологического кризиса. Соответственно проблемы для здоровья людей, увеличение смертности, катастрофы, в том числе выводящие из нормального русла промышленность и экономику.

О: Изучая эти процессы, могут ли ученые-практики как-то смягчать их действие, быстрее восстанавливать или еще что-то? Полезно ли изучение с практической точки зрения?

О: Да. Руна Хагалаз может быть интересна, тем, что исследователь может понять, войти в процесс разрушения изнутри. Зачастую он находится в некоторой оппозиции с этим процессом, в том смысле, что внутренне противопоставляется с ним, не принимает и эмоционально отторгает изучаемый объект, если он носит разрушительный характер. А это может препятствовать глубокому пониманию и освоению данного процесса. Через работу с руной Хагалаз можно убрать этот эмоциональный барьер, барьер внутреннего отторжения, мешающий глубже проникнуть в суть процесса.

В: Это как в психотерапии, когда человек отторгает в себе разрушительную силу, и она начинает разъедать его внутренний мир и даже соматику. Если он отождествляется с ней, например, в гештальттерапии, входит в этот образ, становится сам этим разрушительным процессом, то он освобождает это и становится более целостным, конструктивным.

О: Тоже самое с исследователями. Если, скажем, экономист исследует разрушительные процессы в макроэкономике, но он внутренне напряжен, он оценивает это крайне негативно, экономический кризис недавний, например. Это что-то неприятное, с чем не хочется иметь дело, через руну Хагалаз он сможет по-другому соприкоснуться с этим, эмоционально слиться, сопереживать этому процессу, тем самым глубже понять положительные стороны, которые можно использовать. Кроме того, еще один аспект, которого мы еще совсем не касались, связан уже не с исследованием, а с некоторым активным применением руны Хагалаз. То есть некий элемент разрушения, активно направленный на что-то. Причем тут понятно, что с этической стороны могут быть самые разные варианты.

В: Это, скорее всего, относится к области военной промышленности.

О: Не обязательно военной. Это может относиться и к вполне мирным областям, начиная с горнодобывающей промышленности, где необходимо сделать взрыв, чтобы стали доступны горные породы для добычи. Это тоже руна Хагалаз.

В: Тут еще напрашивается такая метафора, что есть бурная речка, в которой может погибнуть человек или лодка, но если там поставить турбину, будет производиться ток, то есть использовать как-то силу. Это не совсем то, конечно, потому что бурная речка есть всегда, а руна Хагалаз действует спонтанно. Тем не менее, можно ли как-то использовать эти разрушительные процессы и эту энергию пускать в конструктивное русло?

О: Конечно, можно. Хочу еще продолжить предыдущую тему, связанную с разрушительным воздействием. Это необязательно не-посредственно-деструктивное, например, в военных целях. Это может иметь мирное применение, в том же бизнесе, это даже не воздействие на конкурентов, это воздействие на элементы собственной структуры, отжившей, мертвой, той формы, которую хотелось бы удалить. Это может быть в психике отдельного человека, в организации, в конкретной структуре большой или маленькой. Здесь можно применять руну Хагалаз.

В: Как говорил Пушкин: “нож целебный мне отсек страдавший член”.

О: Единственное – нужно быть готовым к тому, что это не будет плавное преобразование, которое предпочтительнее в большинстве случаев, а такая “шоковая терапия”. Это может использоваться в критических ситуациях, когда нет времени, и надо резко поменять ситуацию.

В: То есть человек может вызывать это какими-то своими действиями? Даже в психотерапии какое-то интенсивное воздействие будет соответствовать руне Хагалаз?

О: Да.

В: А в каких-то инженерных вопросах?

О: Катастрофа на Чернобыльской АЭС. С одной стороны, можно изучать, исследовать, что там произошло через руну Хагалаз. С другой, можно понять методы воздействия даже, можно поменять воздействие через руну, быстро остановить реактор, засыпать, соорудить цементный защитный каркас и так далее. Это тоже процесс некоторый разрушительный по отношению к АЭС. Вот такое чисто инженерное применение в ситуациях катастроф.

В: Это как локализация опухоли.

О: Опять же медицинское применение. В хирургии масса случаев для применения руны Хагалаз.

В: А при решении политических или социальных вопросов опять же возможно конструктивное применение руны Хагалаз?

О: То, что нас не удовлетворяет в социальной группе, социальной структуре, что является пережитком, убираем это. Но это в том случае, если плавно и медленно трансформировать во что-то другое удобоваримое или плавно как-то свести это на нет, а если ситуация поджимает и нужно срочно менять положение вещей, тогда – Хагалаз.

В: Хорошо. Можно тогда, Один, еще один образ, чтобы с другого угла посмотреть на эту руну?

О: Появился образ гильотины в действии. Лежит человек, и топор гильотины падает на него.

В: Вот здесь какое толкование, это все-таки не стихии, а приговор?

О: Хагалаз тут присутствует, может менее чисто, но с другой стороны. Это негативный оттенок страдания, связанный с этой руной. Мы пытались увидеть позитивные и созидательные стороны, которые тут есть, но негативных сторон тут хватает. Это и в жизни конкретного человека может быть связано с существенным страданием, неприятностями. Это, безусловно, тяжелая руна, и для отдельного человека, и для социальной группы.

В: Может ли быть она хоть в какой-то степени скомпенсирована погружением в какую-то другую руну? Для конкретного человека, который переживает разрушительный процесс в своей жизни?

О: Можно, конечно, работать с другими рунами, которые так или иначе помогут замедлить или нейтрализовать. Руна Иса, замедляющая процессы, можно попробовать, чтобы Хагалаз менее бурно и интенсивно действовала. Или руна Кано, попробовать присоединиться к энергетическому заряду Хагалаз и попробовать перенаправить его в нужное русло. Разные руны дают разные подходы к тому, что именно делать в ситуации, развивающейся по типу Хагалаз.

В: Ну что ж, это, по крайней мере, вселяет какой-то оптимизм в видение этих процессов.

О: Конструктивных моментов достаточно много, но мы их уже касались. И я посчитал нужным обратную сторону тоже затронуть, чтобы она не оставалась в тени.

В: От каких-то разрушительных моментов может и не стоит бежать. Потому что разрушение – это, в какой-то степени, очищение. Не всегда его нужно нейтрализовывать, иногда его нужно прожить. Или начать жизнь с чистого листа.

О: Я думаю, тут речь идет о наиболее конструктивном подходе к происходящему разрушению. Не попытке его избежать, а направить в самый позитивный вариант развития событий, чему могут и другие руны поспособствовать. Хотя бывает вариант, когда лучше всего избежать. Но в целом, в большинстве случаев, лучше эти энергии рассматривать с какой-то плодотворностью.

В: Скажи, пожалуйста, Один, есть у тебя какие-нибудь еще комментарии по этой руне?

О: Работать с ней требует серьезной подготовки и аккуратности, поэтому лучше не начинающим, а несколько поднаторевшим операторам и коллективам с ней работать. Начинать работу с этой руны не стоит, она достаточно острая и опасная. Но затем, если опыт соответствующий есть, можно грамотно с ней обращаться и тогда это будет безопасно.

В: Спасибо, Один.


Значения других рун:

Феху, Уруз, Турисаз, Ансуз, Райдо, Кеназ, Гебо, Вуньо
Хагалаз, Наутиз, Иса, Йера, Эйваз, Перт, Альгиз, Соулу
Тейваз, Беркана, Эваз, Манназ, Лагуз, Ингуз, Дагаз, Отала


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *